МКОУ "СОШ №1" г. ШумихиПонедельник, 28.09.2020, 12:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [23]

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГИА

Горячая линия
Школьный телефон горячей линии: 8 (35-245)-2-14-15.

"Сетевичок"

"Сетевичок"

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль исследовательской деятельности обучающихся в формировании ключевых компетентностей личности.
В Российском образовании происходит реализация принципов развивающего обучения, однако она носит формальный характер, в ней по-прежнему доминирует традиционное репродуктивное обучение.
В этих условиях современными педагогами – исследователями ведется поиск новых педагогических технологий, на практике позволяющих реализовать концепцию развивающего обучения.
Одной из таких педагогических технологий является метод проектов. Проектная деятельность обучаемых оказывает развивающее воздействие на разнообразные компоненты структуры личности. Метод проектов, предоставляя ученику, широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности, т.е. проектное обучение, оказывает влияние на такой компонент структуры личности как направленность и компетентность.
В проектной деятельности у учащихся развиваются разнообразные общие и специальные способности, среди них:
Коммуникативные способности: обсуждение проекта, консультации преподавателя, защита, импровизация;
Организаторские способности: определение функций каждого в процессе выполнения проекта, организация совместной деятельности по его реализации;
Литературно-лингвистические: разработка рекламы проекта, импровизация в процессе защиты (мимика, речь, жесты и .д.)
Художественные способности: оформление газет, буклетов;
Мыслительные способности: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.
В России в настоящее время метод проектов применяется довольно широко. География – это та дисциплина, в преподавании которой необходимо использовать данный метод. Дидактического материала по географии с использованием метода проектов в настоящее время накоплено не так уж и мало.
Проекты могут быть разными, в их реализации могут принимать учащиеся любого класса.
Первые попытки проектной деятельности я использую уже в 6 классе. Проект-сочинение «Путешествие капельки из Шумихинского водохранилища» в рамках темы «Мировой круговорот воды», где описывается путь героини со всеми подробностями такое яркое, с рисунками и схемами. А в конце рассказа можно услышать стихотворение собственного сочинения, посвященное капельке. В теме «Воды суши» можно проследить нелегкий путь реки, которая протекает недалеко от школы. Правда нашу Падь рекой назвать сложно, но в том и изюминка, дети сами делают вывод о том, что малым рекам особенно тяжело «выжить», и что им надо помогать: не засорять, чистить русло. Всем известно, что именно из малых рек складываются большие полноводные артерии. Детям необходимо давать такие творческие задания – они очень развивают.
В своей практике метод проектов уже более серьезно я применяю с 7 класса. Первым среднесрочным проектом является создание научной станции в Антарктиде. Задачи проекта:
Выполнить чертеж станции;
Выбрать строительный материал;
По возможности изготовить макет;
Продумать защиту от снега и ветров;
Продумать систему отопления, энергоснабжения (выдвигается требование: системы отопления и энергоснабжения должны быть экологически чистыми);
Продумать защитную одежду от морозов;
Вывод о возможности и необходимости исследования и освоения материка.
При защите проектов учащиеся должны умело использовать знания, полученные не только на уроках географии, но и на других уроках.
После защиты оппоненты задают вопросы по проекту. Затем выставляется оценка, как результат коллективного мнения, каждый выступающий обосновывает свою оценку, отмечая как положительные, так и отрицательные стороны проекта.
В Шумихе когда-то был хороший городской сад, сейчас его нет. Поэтому когда я предложила детям создать модель экологически чистого сада они охотно откликнулись. Работа закипела: мальчишки высчитывали до миллиметров размеры игровых детских площадок. Девочки рисовали эскизы сооружений, которые мы хотели разместить в саду и все вместе продумывали материалы, из которых должны были построить песочницы, избушки на курьих ножках и другие объекты. Эта работа была самая трудная, т.к. материалы должны быть экологически чистыми.
Учащиеся 9 класса создали проект-игру «Моя родина – Шумихинский район». Этапы игры включали в себя вопросы из истории образования района, происхождение герба и флага. Рассматривались современные экономические и социальные проблемы, стоящие перед городом и районом, а так же пути их решения. Творческого подхода требовал вопрос: «Каким вы видите свой населенный пункт в будущем?». Мнений было много, радовало одно, большая часть детей верит в достойное будущее Шумихи. Игра была опробована на РМО учителей географии. Соревновались команды учителей и детей – победила дружба.
Доказано, что главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик. Социологические опросы – это как раз такая работа, которая позволяет на практике применить все эти приемы и навыки, а результаты порой бывают самыми непредсказуемыми. Социологические опросы можно рассматривать гораздо шире (вопрос, ответ, вывод) и тогда они могут оформляться так же, в виде проекта. А тем для проектов-опросов можно найти большое количество. Вот некоторые из них: «Исследование уровня жизни населения своего населенного пункта», «Предпочтения современной молодежи в выборе профессии», «Удовлетворены ли вы уровнем инфраструктуры в вашем населенном пункте?», «Вы верите в достойное будущее родного города, какое оно?» и др.
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что метод проектов как никакой другой требует для своей реализации в изучении географии использования компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов.
В результате изучения теоретико-методологических основ проектного обучения и практики современной массовой школы по применению метода проектов в преподавании географии учащиеся составили ряд экономических проектов по темам: «Пути решения безработицы в Курганской области и Шумихинском районе» 9 класс, «Демографические проблемы Курганской области и Шумихинского района», «Создание предприятий малого бизнеса на территории города Шумихи», «Выход России из экономического кризиса», «Внутренние воды Шумихинского района», «Рекреационные ресурсы Зарубежной Европы» и др. Буквально несколько дней назад мы с девятиклассниками пытались поднять сельское хозяйство родного района. Дети пытались выяснить, какие культуры можно и нужно выращивать на наших полях, какие отрасли животноводства развивать и, наконец, как помочь фермерам в их нелегком труде.
Работа над проектом носит коллективный характер. Учащиеся объединяются в творческие группы. В их распоряжении находятся компьютеры класса Pentium со звуковыми и видеокартами. Каждая группа должна создать какой-либо слайд-фильм. Подготовить наглядный материал: рекламные листовки, визитные карточки и таблицы с графиками. В результате должны быть подготовлены выступления и созданы слайд-фильмы (презентации) по темам, предложенных проектов.
Работе над проектом предшествует изучение на уроках информатики методики работы в интегрированных компьютерных средах и знакомство с их возможностями, что позволило без проблем пользоваться компьютерными технологиями, Интернет и образовательными электронными ресурсами.
Проект «Рекреационные ресурсы Курганской Области».
Цели:
Изучение многообразия и богатства рекреационных ресурсов Курганской области на примере нескольких районов области;
Развитие навыков самостоятельной деятельности и работы в группе, коммуникативных, мыслительных, организаторских, творческих способностей;
Культурологическое и эстетическое развитие;
Расширение кругозора, любознательности, познавательных потребностей.
Время проведения: 3-4 недели.
Организация проведения.
Начинать работу над проектом следует с установления его актуальности.
Курганская область – богата рекреационными ресурсами, которые должны привлекать большое количество туристов.
Следует спросить у учеников о том, какие есть виды рекреационных ресурсов, какие из них есть в нашей области. Далее следует спросить, какие на их взгляд районы наиболее богаты рекреационными ресурсами и интересны в туристическом плане (варианты выписать на доску).
В настоящее время в мире происходит настоящий туристический бум: быстрыми темпами развивается индустрия туризма, в частности резко увеличилось количество туристических фирм.
Обучаемым предлагается попробовать создать свою туристическую фирму, которая будет осуществлять организацию поездок в рекреационные зоны области.
Задачами фирм является:
Придумать название фирмы;
Разработать экскурсионный маршрут по выбранной рекреационной зоне, красочно попытаться его представить потенциальным клиентам;
Разработать рекламу своего туристического маршрута (в виде плаката, буклета, презентации и пр.)
Членам каждой фирмы предлагается разделиться по выполняемым ролям:
Информаторы (собирают необходимую информацию, которую они могут брать из Интернета, газет, учебников – 2 человека);
Специалисты по рекламе (разрабатывают и оформляют рекламные плакаты, буклеты, презентации – 2 человека);
Экскурсоводы (знакомят с маршрутом потенциальных клиентов, проводят рекламу фирмы – 2 человека).
Непосредственное выполнение задания осуществляется как самостоятельная домашняя работа в течение 1-2 недель. При необходимости учащиеся могут консультироваться с преподавателем.
Завершается работа над проектом деловой игрой в виде рекламной компании туристических фирм.
«Экскурсоводы» сопровождают свои выступления найденными иллюстрациями, демонстрацией рекламных проектов, плакатов, буклетов, презентаций.
Каждое выступление завершается постановкой интересных вопросов слушателям.
Выступления оцениваются независимыми экспертами по следующим критериям: раскрытие содержания маршрута, умение заинтересовать потенциальных клиентов, оформление рекламы, оригинальность вопросов. Такие проекты можно создавать по России и по странам мира.
Таким образом, применение метода проектов и информационных технологий с использованием традиционных источников информации (на печатной основе) и электронных образовательных ресурсов позволило повысить интерес к географии – успеваемость составляет 100%, качество – до 56% (было 33%).
Опрос показал, что ученики положительно характеризуют проектную деятельность, несмотря на то, что значительная часть детей считает выполнение проектов трудным и сложным.
Вывод напрашивается сам:
Применение метода проектов по географии в школе способствует повышению: во-первых, интереса к географии у учащихся, во-вторых, положительной оценки проектной деятельности;
Учащиеся успешно осваивают методику метода проектов;
Происходит закрепление на практике навыков работы с компьютерными технологиями и образовательными электронными ресурсами.
Оформление и защита проектов позволяет определить степень овладения учащимися изучаемого материала. Это возможность рефлексии, самооценки собственных результатов. Защита проектов происходит на научно-практической конференции в школе перед своими товарищами. При этом оценивается все: содержание проекта, его актуальность, авторские выводы, авторские находки, техническое исполнения, сама защита (умение представить свою работу, ответить на вопросы товарищей, умение отстаивать свою точку зрения, умение держаться на сцене и говорить). Ребята испытывают удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие учащиеся для подготовки к урокам. Надеюсь, что проектный метод будет и в дальнейшем востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижения перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
Категория: Мои статьи | Добавил: keen (10.04.2014)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт отдела образования Шумихихинского района
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Департамент образования и науки Курганской области
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена

  • Открытый Банк ГИА

    ГИА

    Единое окно

    ФЦИОР

    ЕК ЦОР

    ФГБУ «ФЦТ»

    ФИПИ

    Курганская область

    МинОбрНауки

    РОСОБЗНАДЗОР

    ИБ


    МКОУ "СОШ№1" 2020